Как я пришла к плёнке

Плёночный фотограф
Салют! Меня зовут Даша и я плёночный фотограф из Москвы. Я профессионально снимаю портреты на плёнку. Да-да, ту самую, которую наши дедушки и бабушки проявляли в импровизированном советском дарк руме aka «у себя в ванной».
Как всё началось
Так вышло, что ни одного дедушкиного Зенита в шкафу я не нашла, и о пленочной фотографии узнала уже довольно в осознанном возрасте — на втором курсе университета. Мой тогдашний молодой человек подарил мне чудную ломо-камеру La sardine (по форме она и правда напоминала баночку сардин).
Проще той камеры была бы, наверное, только коробка из под обуви, ведь там была всего одна кнопка – спуска затвора
Ладно-ладно, это было круче коробки, у камеры была интересная функция мультиэкспозиции (при желании я могла наложить первый кадр на второй и получить интересное смешение двух картинок).
Помню этот кадр. Мне до сих пор кажется, будто искреннее этого вечернего снимка я так и не сделала
Я растягивала ту пленку как могла, собственно как и наши отношения, а затем рассталась и с молодым человеком, и с камерой. Я оставила её на остановке метро Марксистская и уехала домой. Теперь вы знаете способ романтично и глупо избавляться от воспоминаний.

Прошел год. С ним пришли новые знакомства и новый сердешный друг. И снова мне дарят камеру — выглядит так, будто к плёнке я шла через постель. На этот раз камера была посерьезнее: Minolta dynax 500 si — моя первая пленочная зеркалка.

На новую камеру я снимала некое подобие стрита, брала её с собой во все поездки на случай проносящейся мимо красоты.
Расширьте свой кругозор
Подпишитесь на публичные материалы от журнала «Развивейшн». Это бесплатно.
Вообще я фотограф самоучка. Училась у самой себя, на своих же ошибках
Первое время просто брала цифровую камеру и делала уличные снимки, крутя ручные настройки так и эдак, пока не получалась картинка, которая бы мне нравилась. Потом было много бесплатных съемок для студенческого издания, например, за проходку на концерт или билетик на летний джазовый фестиваль. Все это дело совмещалось с полноценной работой 5/2 в качестве маркетолога.

Я периодически выкладывала то, что снимаю в свой Instagram, и у людей, подписанных на меня потихонечку формировалась идея того, что я как-то связана с фотографией, а значит у меня можно заказать съёмку. Первый заказ не заставил себя долго ждать — это был репортаж с бюджетом в 7000 ₽. В тот же день я представила, как подписываю заявление об увольнении с постоянной работы. Думала, если это не знак, то что?)

Через несколько месяцев я ушла во фриланс с головой и занялась репортажной фотосъемкой. Все, кто был на фрилансе, точно знают, что первый год (а то и два) ты хватаешься за всё, что предлагают, чтобы как-то быть на плаву в финансовом плане. Да, были съемки, которые мне нравились, но так же были и те, что не подходили мне по духу/стилю. На этих съемках я превращалась в «кнопкожима», чьей задачей было просто «поливать» камерой и сдать готовый материал в срок. После такой коммерции я отдыхала, снимая на плёнку для себя и только так как мне нравится.
Как я начала брать деньги за плёночные съемки
Первый раз мне заплатили за плёночную съемку три года назад. Я тогда отправляла свои снимки в тематические паблики во Вконтакте, вроде «Плёнка», paduga и «Фото на Зенит». На удивление, многие из них публиковались – было очень приятно читать комментарии людей, которым нравился мой взгляд на мир.
Первая клиентка нашла меня как раз в одном из таких пабликов, задав заветный вопрос: «Сколько ты берешь за съемку на плёнку»? Одуревшая от радости я пролепетала что-то про 3000 рублей (не забываем о том, что 1000 уходит на расходник, его проявку и сканирование). Помню, что взяла тогда дорогущую плёнку Kodak Portra 160, она очень подходит для съемки портретов за счет своей низкой контрастности и приятной передачи оттенков кожи. Перед съемкой немного переживала, но всё прошло довольно хорошо.
Почему именно плёнка
Для меня плёнка не просто кусок целлулоида, а иной взгляд на сам процесс съемки. Чем больше снимаешь на плёнку, тем более внимательно и терпеливо относишься к каждому кадру.

Я снимаю портреты людей в конкретный отрезок времени и пространства. Бережно разглядываю человека — не только с «рабочих» сторон, а всего, как он есть. Можно сказать, переношу свои наблюдения на плёнку.
Плёнка воспитала во мне умение за полчаса рассказать человеку историю о том, «как» он сейчас
Я цепляюсь взглядом за особенности мимики, одежду; за то, как человек повернул голову; куда смотрит, когда стесняется камеры — все стесняются камеры, расслабьтесь — и бережно раскручиваю эту «ниточку» пока не почувствую нужный момент. Только тогда нажимаю на кнопку. Щёлк. Кадр уже сделан и будет таким, как он есть. Вся работа происходит прямо здесь и сейчас.
Я говорю человеку: «Сейчас будет последний кадр!» — это мой любимый момент. На меня устремляется самый выразительный и спокойный взгляд. И через секунду мы оба слышим как скручивается катушка внутри фотоаппарата. Я поздравляю человека с финалом, могу даже приобнять его, если порыв взаимен.

После бегу кабанчиком в лабу, чтобы через несколько дней на почту упало письмо со сканами. Перед тем как открыть их, я, как в первый раз, задержу дыхание. Выдохну и снова скажу про себя «Всё получилось. Мы молодцы».
Личные проекты
В фотокругах ходит шутка: «Если хочешь сделать свой проект ещё сложнее, сделай его на плёнку». По мнению большинства плёнка — это не самый удобный носитель, ведь результат виден только после проявки.
В этом году я работаю над своей первой фотокнигой которую начала делать в рамках обучения в Академии документальной и арт-фотографии «Фотографика»
«Будешь дома, позвони» — это история о взрослении и о том, как мы все однажды простим наших родителей. Всё началось с домашних архивов, а закончилось на берегу Балтийского моря. Проект был полностью снят на пленку, цветную и черно-белую.

Я очень хочу напечатать небольшой тираж этой книги, что называется «для своих». И продать его по френдли прайсу, так как идеи заработать на этом изначально не было, только желание довести проект до конца. А для меня проект закончен только тогда, когда он нашел своего зрителя. А будет ли это книга или выставка, для меня не так уж и важно. Хотя, знаете что? Оба варианта звучат здорово!
Книжный рынок в России не развит. Если вы хотите заработать на продаже книг или выставках своих работ, и вы не Игорь Мухин, то у меня для вас плохие новости. Конечно, это не значит, что всё зря и не нужно пробовать свои силы. Снимаете ли вы на цифру или на пленку, делаете ли вы зины или участвуете в коллективных андерграундных выставках — если что-то приносит вам удовольствие, то вы на верном пути.
Расширьте свой кругозор
Оставьте почту, чтобы получать бесплатные материалы о саморазвитии и продуктивном отдыхе из журнала «Развивейшн»