Транссибирское путешествие
В начале ноября мы с друзьями одолели почти 20 тысяч километров за полторы недели: от Москвы до Владивостока на поезде и обратно на самолёте. Кажется, наша задумка не осуществилась, если бы на дворе не был злосчастный 2020 год.

Сама идея пришла ещё несколько лет назад. Но выбирая между относительно коротким перелётом за границу и семидневной поездкой на поезде, мы всегда выбирали первое. Но в условиях карантина, когда границы закрыты, а тяга к приключениям никуда не пропала, идея длительной поездки в замкнутом пространстве стала казаться не такой уж безумной.

Так, в сентябре этого года мы с друзьями договорились выкупить целое купе и совершить путешествие нашей жизни. И это оказалось самое безумное и одновременно крутое решение за весь год.

❤️
Подпишитесь на журнал «Развивейшн», чтобы каждый месяц читать вдохновляющие и развивающие материалы
Подготовка
Еда
На сайте РЖД можно заранее заказать завтрак, обед и ужин на всё время поездки. Еду несколько раз в день приносит официант из вагона-ресторана. Мои спутники воспользовались этой замечательной функцией, в чём ни разу не разочаровались. Им было вкусно, хоть и достаточно однообразно. Такая столовская кухня, знаете.

Меня же посетила совершенно дикая мысль: «всю неделю я буду преимущественно лежать на койке и изредка выходить на станции. Значит, я не собираюсь тратить много энергии. Поэтому можно поголодать». Не волнуйтесь, я не решил заморить себя голодом. Вероятно, по моему предыдущему тексту для Развивейшн вы знаете, что в этом году я увлёкся кето-диетой. Она крайне удачно сочетается с голоданием. Так, несколько месяцев до поездки я ел всего 1 раз в день, хоть и обстоятельно. Поэтому сделать следующий шаг — длительное голодание — было не так уж и сложно.

Спойлер: изначально я хотел голодать максимум три дня, но в итоге всё пошло так хорошо, что я не ел почти 5 дней — 115 часов. От Москвы до Ерофея Павловича (это название станции).

Вещи
  • Тапочки

  • Полотенце для душа. В каждом вагоне есть уборная с удобной душевой кабиной

  • Ноутбук с фильмами. Мы выбрали советскую классику

  • Книга «Транссиб. Поезд отправляется!»

  • Удобная одежда. В поезде понадобиться всего несколько комплектов
Начало
До Ярославского вокзала мы добирались на каршеринге. Поезд отправляется после полуночи, так что проблем с пробками не было. Чтобы скоротать время, по пути мы делали ставки на имя и внешность проводницы. Угадали только отчество и цвет волос Раисы Ивановны. В ходе путешествия мы узнали, что на железной дороге она работает уже больше 30 лет.

Дисклеймер: Дальше вас ждёт не пересказ путешествия по памяти, а путевые заметки с личными переживаниями и полезными сведениями. Хорошего чтения!
Путешествие под стук колёс
День первый и второй
Как только мы вошли в купе и разложили вещи, сразу решили обустроить тут всё по-своему: повесили фонарики над входом, расставили тапочки, разложили книги и постелили коврик. В общем, навели уют и сделали настоящий чилл-вагон.

А потом поезд незаметно тронулся. Несмотря на общее возбуждение из-за предстоящего путешествия, мы довольно быстро заснули. Как уставшие от работы и московской суеты люди, мы проспали весь следующий день с перерывами на чай. И, о боги, как же хорошо, когда никуда не нужно торопиться и можно не подниматься с кровати сколько угодно.
Только стук колёс поезда заставил нас поверить, что мы взаправду решились на это
Купе оказалось крайне функциональными, так что недостаток места не напрягает. У каждого есть свои закрытые полки с сейфами, лестницы на второй этаж выдвигаются из стены, а матрас на нижней полке превращается в удобную спинку. И по 2 розетки на каждого. Я бы сказал, что это похоже на минималистичную японскую квартиру 2х4, в которой вполне себе может ужиться четверо людей в течение недели.
Как молоды мы были
На следующее утро мы проехали уже почти 2 тысячи километров, 2 часовые зоны и множество прекрасных пасторальных пейзажей. Так, за несколько дней беспробудного сна мы очутились в Азии. Всеобщее любимое развлечение: смотреть в окно — лучше всякого телевизора и, кажется, даже ютуба.
День третий и четвёртый
Вчера преодолели Уральские горы. Это значит, мы находимся в западной Сибири. Конкретно это сообщение я пишу из Новосибирска, где мы простоим целый час. Получается, мы отдалились от Москвы более чем на 3 тысячи километров. И нам, вопреки всем ожиданиям знакомых, не успело наскучить. Более того, пока что мы даже не распаковали настолки: сон, еда, разговоры и картинка за окном отбирают куда больше времени, чем я думал. И это хорошо.
В каком-то смысле я пишу это сообщение из будущего, ведь у нас на четыре часа больше, чем в Москве. А впереди ожидает ещё 3 часовых пояса. Пришла забавная мысль, назвать этот поезд «часовым», так как в нем меняется 7 часовых зон. Но, как ни странно, у меня джетлаг не ощущается совсем. Возможно, это связано с голоданием.

В отличие от моего первого опыта голодания двухмесячной давности, когда меня дико разморило во второй день, сейчас все проходит на ура. Думаю, всё дело в малом количестве телодвижений и длительном сне. В общем, если кто-то сильно хочет похудеть или проверить себя, можно смело покупать билет на поезд во Владик и не брать с собой еду. Вот только Вика, официантка из вагона-ресторана, по утрам обходит купе со свежеиспеченными пирожками и беляшами. Соблазняет, значит.
Это была плохая затея
У меня осталось сорок минут, чтобы успеть поработать на остановке, поэтому я сворачиваюсь. Следующее включение, скорее всего, будет уже из восточной Сибири. А конкретно, из Красноярска.

На четвёртый день мы отметились на станции «Зима». Тут лежит снег, а платформа покрыта коркой льда. В Красноярске останавливались глубокой ночью, аккурат когда я спал, так что включение оттуда произошло лишь в моем сне.
Зима с большой буквы!
Не верится, что мы проехали уже больше 4 000 километров. За окном начинают появляться признаки Дальнего Востока — астрологи объявили неделю японских машин. Сегодня к нам заходил начальник поезда и всем мерил температуру. Кажется, он должен был делать это каждый день, но как-то не пошло.

Я решил поголодать четыре дня — более 100 часов, учитывая последний приём пищи перед отъездом в предыдущую пятницу. Так что сегодня не ем. Вроде как хорошо себя чувствую, но есть нюансы, как во время второго дня голодания в предыдущий раз. А конкретно — предательски побаливает голова. Но, по опыту знаю, что вечером все будет хорошо. Все-таки 100 часов без еды — крутая веха, как никак.

День пятый и шестой
Ко мне в ночи пришли пару незатейливых строк о нашей поездке. Обычно я таким не делюсь, но, кажется, пора начинать. Ни на что не претендую, просто иногда таким образом выражаю свои чувства:
Во тьме ночной
За рамкою окна
Мелькают снежные отливы

Несётся красная стрела
Меж гор, холмов, рек и озёр
Вокруг одна лишь одичалая краса
Цепляет безустанный взор

Картина за картиной
Сменяется в ночи
Всё будто говорит мне
«Смотри, да не проспи»
Проснулся ночью из-за того, что сосед играл в боулинг (судя по уровню шума) в соседнем купе тысячью маленьких, но очень увесистых шариков.

Ландшафт сменился с горных долин, испещрённых змейками рек на холмистую равнину, похожую на смятую после сна простыню.
На двери есть зеркало, которое визуально расширяет купе
От Иркутска до Хабаровска нет покрытия TELE2, а в нашем вагоне не работает Wi-Fi. Вероятно, такова была задумка вселенной, чтобы мы не отвлекались от дороги. Ведь после Иркутска начинается самая красота: сначала Байкал, а потом просторы и горы Бурятии. Вроде бы инфраструктурно ничего не изменилось: те же деревенские скопления изб, да только в каждой деревне встречается пагоды или ступы на месте церквей, а вместо коров пасутся лошади.
В кадр попали случайные столбы, будто так и задумывалось
Из окна виднеется уходящая в далекие туманные горы степь, на которой то здесь то там мелькают тюки сена, каньоны и редкие признаки жизни. Очень красиво, я бы с радостью сошёл прямо тут и пошёл бы исследовать местность.

Сейчас мы остановились на станции Бада. Вокруг виднеются ветхие оставы изб, а мне все равно красиво. Я начинаю возобновление питания после голодовки — бульон уже заваривается. Спустя 115 часов без еды есть не хочется совсем. Но пора и честь знать. Не просто же так я брал с собой еду в путешествие.

Ночью за Тыгдой был звёздный дождь. Желания падали только так. А недалеко от Сковородино во время нашего путешествия была видна та же звёздная панорама, что и с итальянского озера Комо в феврале.

Седьмой день
Привет из Еврейской автономной области! Здесь все названия станций дублируются на идише, а поля и берега рек покрыты камнями. У нас +7 часов относительно Москвы. Занятно, что в Японии +6 часов, как в Забайкалье. Интересно, почему так, ведь Владик значительно ближе к тому же Киото.
Из тёплого уютного купе этот вид выглядел ещё более контрастно
Мы в Хабаровске, протестов не видели (они ждут нас во Владивостоке), Ерофея Палыча Хабарова запечатлели. На пути от Хабаровска до Владика настолько хорошо работает TELE2, что в последнюю ночь в поезде я собрал плейлист нашего приключения под стук колёс.

Мы подбираемся к Владивостоку. 7 дней пути и бессонная ночь ожидания того стоили. По-весеннему тёплый морской воздух после снежного Хабаровска воодушевляет.

За время нашего путешествия, мы умилили весь персонал нашего поезда: официантку, директора бригады, проводницу и даже чау-чау из багажного вагона. Каждый из них поделился своей историей и потравил занятные байки. Здесь нас запомнят как, цитирую, «кайфовую молодёжь».

Последние два дня слились в один. Не верится, что ещё утром мы пытались заснуть под стук колёс: после схождения на твёрдую землю было очень много мест, эмоций, людей и впечатлений. После недели в поезде восприятие мира выкручено на 200%. Нас будто законсервировали и только-только откупорили, и мы заново удивляемся миру.
Москва — Владивосток
Владивосток
За первый день пребывания Владивосток покорил моё сердце. Если Москва — культурная свалка без разбора, то здесь Европа и Азия оттесались лучшими чертами. Конечно, это только первый взгляд. Но даже если и так, то это отличное предложение для туризма. Японские машины и продукты, русская смекалочка, родной язык, горы, океан и чистый солёный воздух — все это здесь.
На маяке
Сразу после схождения с поезда мы хотели сфотографироваться у километрового железнодорожного столба с отметкой 9288 км, но этим утром добраться до него получилось не сразу — только днем. На площади перед вокзалом мы подождали арендуемую машину, потом заехали в город перекусить онигири и рванули встречать рассвет на маяк.
Дорвался до холодной солёной океанической воды
На вечерней разведке окрестностей я выпил сырный раф на местном Арбате и задружился с местными, которые рассказали о стóящих местах. По пути встретилась колонна автомобилистов с дальневосточной символикой и портретами Фургала. Они подняли город на уши гудками своих машин. Радостно, что в России поднимается волна политической жизни. Конечно, она разобьётся о волнорезы правительства, но я верю, что это лишь первый импульс перед цунами, которого никто не ждёт.

Я переполнен впечатлениями. Но завтра будет новый день, который я уже предвкушаю и постараюсь впитать его до последнего луча солнца.
Два Владивостока
Теперь о самом Владивостоке. Для меня нет ничего более вдохновляющего, чем люди. Когда за 10 тысяч километров от столицы я вижу невероятно крутых, прогрессивных, живых и интересных людей, я мгновенно стираю из памяти все плохое, что мы успели услышать, планируя путешествие. Безумно хочется, чтобы и вы почувствовали, каково это — встречать прекрасные рассветы и закаты на берегу океана с местными жителями и морскими звездами у Маяка, и испытывать чувство гордости не за прошлое, а за настоящее.
Эпилог
Вот и свершилась одна из несбыточных мечт: мы покорили великий Сибирский путь — транссибирскую магистраль. 7 дней, 8 часовых поясов, 9288 километров в поезде Москва — Владивосток через всю страну: тайгу, города-миллионники, сопки, сёла, горы, леса, поля вместе с друзьями.

В завершении хочется процитировать мою супругу:

«Обидно, что Россию часто видят совсем не той, какой ее вижу я. Иностранцы, сценаристы зарубежных сериалов, да даже мои соотечественники. Отношение к ней и правда можно описать как «все сложно»: утром ты ее ругаешь, днём вообще пакуешь чемоданы, а вечером возвращаешься обратно — потому что.

И вроде бы хочется сказать однозначно: «Россия — это...», но чем старше становлюсь, тем больше мне не хочется объяснять — надо просто проехаться один раз по транссибу и самому собирать свои мысли по крупицам в течение недели полного детокса и вдали от цивилизации.»

Мы прилетели из Владика за два часа: 9 часов полёта -7 часов разницы во времени. Борюсь с желанием заснуть — всё-таки джетлаг настиг меня. Слабо верится, что всё это было на самом деле.
P.S.
Ставлю Транссибу ⅘*
  • Не выдали карточки-открывашки двери, поэтому на длительных стоянках приходилось просить ключ у проводницы
  • С самого начала поездки не работал WiFi, его так и не починили
  • После трёх дней поездки окна сильно загрязнились, было бы круто их мыть каждые два дня
  • На седьмой день бог сотворил землю, а у нас воришка скрутил душ
  • Умный вагон сам включает вентиляцию и регулирует температуру. Не всегда вовремя


Транссиб FAQ
  • Взять с собой изоленту, чтобы заклеить зелёный фонарик радио, что слепит в ночи
  • Взять с собой беруши, чтобы не просыпаться на длинных ночных остановках
  • Открывать окно и проветривать на остановках, особенно если не спится ночью
  • У окна есть две шторки: одна приглушает света, а другая плотная. Мы узнали об этом на шестой день. По пути расставлены ментовские прожекторы, которые светят в ночи сквозь окно купе в самую душу. Так что лучше закрываться на ночь любезно встроенной в раму шторкой.
  • От Иркутской области до Еврейской автономной области TELE2 не робит
  • Не берите бумажные книги, всё равно будете смотреть за окно
  • Выбирайте купе, окна которого выходят на левую сторону по пути движения. Тогда вы сможете посмотреть на ночной Байкал прямо с ваших коек
  • Постарайтесь выходить подышать свежим воздухом вместе с курильщиками на каждой остановке, оставляя купе проветриваться
P.S.S.
Спасибо Дусе, Эстер и Марку, с которыми я путешествовал. Без вас это приключение не представлялось возможным.

Другие заметки в реальном времени можете найти на моём канале.
❤️
Подпишитесь на журнал «Развивейшн», чтобы каждый месяц читать вдохновляющие и развивающие материалы